kredit-debet.ru
- Сквозная задача по управленческому учету на тему учет затрат
- Сквозная задача по управленческому учету на тему директ-костинг и план-факторный анализ
- Задача по управленческому учету на тему расчет НЗП и себестоимости услуг
Сквозная задача по управленческому учету на тему директ-костинг и план-факторный анализ
Условие задачи по управленческому учету на тему директ-костинг и план-факторный анализ
Фармакологическое предприятие производит антидепрессанты. Программа производства состоит из следующих лекарственных средств: Алерт, Новый Алерт, Транквил и Транквил Форте.
Предварительная (плановая) калькуляция представляет следующие данные для упаковки из двадцати таблеток:
Алерт | Новый Алерт | Транквил | Транквил Ф | |
полная себестоимость упаковки | 2,20 | 3,70 | 1,80 | 3,20 |
продажная цена одной упаковки | 5 | 7 | 4 | 9 |
объемы сбыта (упаковок) | 20 000 | 25 000 | 8 000 | 14 000 |
Также из управленческого учета известны следующие данные:
Алерт | Новый Алерт | Транквил | Транквил Ф | |
переменные расходы на одну упаковку | 1,40 | 1,80 | 1 | 1,40 |
Запланированные постоянные расходы отчетного периода составляют 90.000.
1Сопоставьте результаты полного учета и директ-костинг, и определите порядок приоритета по продвижению препаратов.
Решение задачи по определению порядка приоритета продвижения или выпуска продукции
Полный учет
Алерт | Новый Алерт | Транквил | Транквил Ф | |
Цена одной упаковки | 5,- | 7,- | 4,- | 9,- |
Полная себестоимость упаковки | 2,20 | 3,70 | 1,80 | 3,20 |
Прибыль | 2,80 | 3,30 | 2,20 | 5,80 |
Приоритет | 3 | 2 | 4 | 1 |
Директ-костинг
Алерт | Новый Алерт | Транквил | Транквил Ф | |
Цена одной упаковки | 5,- | 7,- | 4,- | 9,- |
Переменные расходы упаковки | 1,40 | 1,80 | 1,- | 1,40 |
Покрытие | 3,60 | 5,20 | 3,- | 7,60 |
Приоритет | 3 | 2 | 4 | 1 |
Предприятие столкнулось с трудностями на сырьевом рынке, в результате чего в отчетном периоде предприятие располагает 1.000 кг. сыворотки А3, необходимой для производства препаратов группы Алерт и 800 кг. суспензии Т для лекарств группы Транквил.
Коэффициенты использования материалов для соответствующих препаратов:
Алерт | Новый Алерт | Транквил | Транквил Ф | |
А3 г/табл | 1 | 1,5 | ||
Т г/табл | 1 | 2,5 |
Определите программу выпуска с оптимальной прибылью, учитывая ограниченность ресурсов, и проведите расчет производственного результата для планового периода.
Решение задачи по определению оптимальной с точки зрения прибыли программы выпуска
Алерт | Новый Алерт | Транквил | Транквил Ф | |
маржинальная прибыль (покрытие) на упаковку | 3,60 | 5,20 | 3 | 7,60 |
маржинальная прибыль (покрытие) на 1г. сырья * | 0,18 | 0,173 | 0,15 | 0,152 |
приоритет | 1 | 2 | 2 | 1 |
программа производства | 20.000 | 20.000 | 5.000 | 14.000 |
требуемое количество сырья в кг. | 400 | 600 | 100 | 700 |
* Маржинальная прибыль (покрытие) на 1 грамм сырья рассчитывается, исходя из условия, что одна упаковка содержит 20 таблеток. Так, например, для таблеток Алерт, на одну таблетку требуется 1 грамм сыворотки А3. Т.о. для производства одной упаковки требуется 20 грамм сыворотки. Маржинальная прибыль (покрытие) на 1 грамм сырья для препарата Алерт составит 3,60 / 20г. = 0,18.
Производственный результат для оптимальной программы
Алерт | Новый Алерт | Транквил | Транквил Ф | |
выручка | 100.000 | 140.000 | 20.000 | 126.000 |
переменные расходы | 28.000 | 36.000 | 5.000 | 19.600 |
маржинальная прибыль (покрытие) | 72.000 | 104.000 | 15.000 | 106.400 |
Общий производственный результат для оптимальной программы выпуска по всем четырем препаратам составит:
Суммарная маржинальная прибыль (покрытие) 297 400
Постоянные расходы 90 000
Производственный результат (прибыль) 207 400
На основе приведенных в условии данных компания провела плановый учет для анализируемого периода. В результате были получены следующие плановые значения:
Объем реализации в упаковках | Цена за упаковку | Переменные расходы на упаковку | |
Алерт | 20.000 | 5,- | 1,40 |
Н-Алерт | 25.000 | 7,- | 1,80 |
Транквил | 8.000 | 4,- | 1,- |
Транквил-Ф | 14.000 | 9,- | 1,40 |
По окончании отчетного периода получены следующие фактические данные:
Объем реализации в упаковках | Цена за упаковку | Переменные расходы на упаковку | |
Алерт | 22.000 | 5,- | 1,40 |
Н-Алерт | 24.000 | 6,50 | 1,90 |
Транквил | 12.000 | 4,50 | 1,20 |
Транквил-Ф | 12.000 | 8,- | 1,30 |
На основе сравнения плановых и фактических значений определите отклонение маржинальной прибыли в зависимости от факторов, влияющих на отклонение.
Анализ отклонений. Решение задачи на определение отклонения маржинальной прибыли в зависимости от факторов.
Фактический результат | Плановый результат | Общее отклонение маржинальной прибыли | Отклонение по факторам | |||||||||
Объем реализации факт | Объем реализации план | выручка | переменные расходы | маржинальная прибыль | выручка | переменные расходы | маржинальная прибыль | общее отклонение | ценовое отклонение | отклонение расходов | отклонение количества | |
Алерт | 22.000 | 20.000 | 110.000 | 30.800 | 79.200 | 100.000 | 28.000 | 72.000 | +7.200 | - | - | +7.200 |
Н-Алерт | 24.000 | 25.000 | 156.000 | 45.600 | 110.400 | 175.000 | 45.000 | 130.000 | -19.600 | -12.000* | -2.400** | -5.200*** |
Транквил | 12.000 | 8.000 | 54.000 | 16.400 | 39.600 | 32.000 | 8.000 | 24.000 | +15.600 | +6.000 | -2.400 | +12.000 |
Транквил Ф | 12.000 | 14.000 | 96.000 | 15.600 | 80.400 | 126.000 | 19.600 | 106.400 | -26.000 | -12.000 | +1.200 | -15.200 |
Итого | 70.000 | 67.000 | 416.000 | 106.400 | 309.600 | 433.000 | 100.600 | 332.400 | -22.800 | -18.000 | -3.600 | -1.200 |
Количественное отклонение маржинальной прибыли определяется по формуле (Хф - Хп)*МПп
(***) Отклонение маржинальной прибыли вследствие фактора количество:
5,20 * (24.000 - 25.000) = -5.200
(в данном случае используется плановое значение покрытия = 5,20)
Денежное отклонение маржинальной прибыли определяется по формуле:
(МПф - МПп)*Хф
Если представить маржинальную прибыль на единицу продукции как разницу между ценой и удельными переменными затратами, то эта формула будет выглядеть следующим образом:
((Цф - Зпер.ф) - (Цп - Зпер.п))*Хф
Если открыть скобки, то так:
(Цф - Цп)*Хф - (Зпер.ф - Зпер.п))*Хф
Знак минус перед отклонением затрат отражает экономическую суть этой составляющей отклонения. В отличие от цены, где положительное отклонение, вызванное превышением фактической цены над плановой, означает увеличение выручки. В случае с затратами, превышение фактических затрат над плановыми приведет к уменьшению выручки. Поэтому знак минус перед отклонением затрат нельзя игнорировать.
(*) Отклонение маржинальной прибыли вследствие фактора цена:
(6,50 - 7) * 24.000 = -12.000
(**) Отклонение маржинальной прибыли вследствие фактора переменных затрат:
- (1,90 - 1,80) * 24.000 = -2.400